|
Сценарные заявки
|
Я ВЕРЮ
"ВРЕМЯ ГОЛУБЫХ ЛИСТЬЕВ"
Предновогодний вечер. На Москву обрушивается сильный снегопад. В съемочном павильоне идет
подготовка к прямой трансляции новогодней шоу-программы. Владимир, режиссер представления,
поехавший за потерявшейся в пробке на Садовом кольце звездой, попадает в автомобильную аварию
и лицом к лицу встречается со смертью, которая возвращает его в детство…
Новогодняя фантазия на тему детства, храма Рождества Богородицы села Подмоклово, Владимира
Высоцкого, острова Даманский, Нила Армстронга, Афганистана, Чернобыля, Москвы и Матиаса Руста.
Я скольжу по коричневой пленке...
Или это - красивые сны?
Простыня на постели в сторонке
Смята комом, они зажжены.
Или просто погашены свечи?
Я проснусь - липкий пот и знобит.
Лишь во вне долгожданные речи,
Лишь во сне яркий факел горит.
И усталым, больным каннибалом,
Что способен лишь сам себя съесть,
Я грызу свои руки шакалом -
Это так, это все, это есть!
Оторвите от сердца аорту, -
Сердце можно давно заменять!
Не послать ли тоску мою к черту?
Оторвите меня от меня!
Путь блестящий наш - смех и загадка, -
Вот и время всех бледных времен.
Расплескалась судьба без остатка...
Кто прощает, тот не обречен.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
1969
ПРОЛОГ
Новогодняя ночь. Детская комната. За окном идет снег. Слышится бой курантов.
Молодая женщина, которую мы видим только со спины, укладывает ребенка шести
лет в кровать спать.
Мать: Приходит осень: зеленые листья начинают стареть, становятся желтыми,
красными, потом их цвет начинает блекнуть, они опадают… Приходит зима.
Начинает идти снег…
Сын: Мама! А снег – это голубые листья?
Женщина задумывается, молча встает с кровати, и подходит к окну.
За окном медленно, большими хлопьями падает снег.
1.
Зима. 31 декабря 2008.
Вспышка электросварки. Монтажники собирают декорацию в павильоне. Снуют рабочие.
Все готовятся к репетиции очередного концертного номера.
- Достать звезду! Мы должны достать звезду! Москву завалило снегом… Никого не
допросишься выехать на дорогу…
Продюсер своими хищными зубами впивается в сочный бок красного яблока и, аппетитно
пережевывая его, произносит:- Володя! Мы должны достать звезду, мега звезду – это
рейтинг. Это сто процентов успеха нашего представления. Звезду! Давай, ноги в
руки и на машине за Симачевой…
Уборщица Таня, услышав слова быстро приближающегося продюсера и режиссера,
принимает, как ей кажется, картинно – эффектную позу.
В реальности же это создает гротесково-комичную ситуацию: Продюсер влетает со всего
разбега в ведро с водой. Споткнувшись о кокетливо отставленную Татьяной швабру.
- Началось! – Зарычал продюсер.
Истерично-деловая ассистентка, приняв вопль начальника за команду к началу, дает
отмашку к началу репетиции.
- Мотор, хлопушка
Громкая музыка заглушает слова чертыхающегося продюсера.
Татьяна не оставляет надежды обратить на себя внимание, достает из кармана комбинезона
помаду и начинает красить губы.
Четко-ритмичная мелодия.
2.
Поздний вечер. Большими хлопьями падает снег. Женщина за рулем красит губы.
Скользкая, занесенная снегом дорога. Машину женщины понесло по заиндевевшему асфальту.
Скрип тормозов. Владимир, пытаясь избежать столкновения, выезжает на встречную полосу
и врезается во встречный автомобиль. Пошатываясь, он выбирается из машины.
К нему подскакивает разъяренный водитель покалеченной иномарки.
Резкий удар... Владимир падает навзничь.
3.
Павильон. На сцене идет репетиция. Работники сцены, заряжая дождевую установку, оставили
за кулисами ведро с водой. Оператор стэдикам задев его, еле удерживается на ногах.
Ведро с грохотом переворачивается. Вода течет на сцену, заливая ноги артистов и провода.
Марина Колосович, ассистентка продюсера, и в обычной то ситуации нервно напряженная,
взрывается истеричным возгласом:
- Стоп. Стоп… Остановите прогон! Таня, дура безрукая! Ты где?
Татьяна выходит из другой кулисы на возглас Марины.
- Ты нас всех угробить хочешь? Какого черта ты здесь шарахаешься? Пошла вон отсюда…
Лицо Татьяны наливается пунцовой краской и она пытается еле слышно парировать:
- Это не я…
Ее глаза предательски наполняются слезами и Татьяна начинает шмыгать носом.
- Идиотка ты, с необоснованными замашками аристократки. Не руки, а крюки! Только и
можешь, что глазки строить Владимиру. Моему терпению пришел конец. Ни возле Владимира,
ни в студии, что бы я тебя больше не видела.
- А это уже не вам решать Марина… И не надо мне тыкать… Я не со шваброй в руках
родилась. Я кандидат наук…
- Ну это мы еще посмотрим… Кандидат наук… Королева бытовки…
И с возгласами «Сергей Владимирович, Сергей Владимирович!», Марина вылетает из павильона.
Татьяна шмыгая носом и вытирая рукой заплаканные глаза тихо шепчет: «Кандидат наук…
Дура ты, а не кандидат наук…» убирает разлившуюся воду.
4.
Владимир стоит у станции метро с высоко поднятой головой. Он пристально вглядывается в
падающие хлопья, пытаясь остановить кровь, идущую из разбитого носа.
- Достать звезду!
Резко разворачивается и входит на станцию.
Как всегда ремонтируют эскалатор. Вспышка электросварки ослепляет глаза. Как эхо в его
голове звучат слова: Достать звезду! Достать звезду!
От резкой боли в колене Владимир валится на сидение в вагоне.
Достать звезду!
Он трет обожженные сваркой глаза.
Под мерный стук впадает в беспамятство от усталости и боли.
5.
Владимир, прихрамывая, входит в подъезд дома. Его встречает швейцар. Он осторожно берет
Владимира за локоть и, многозначительно улыбаясь, произносит: «Вам лучше воспользоваться
нашим лифтом. Он моментально доставит Вас к необходимой цели». «Черт» - пронеслось в
голове Владимира. Швейцар, открыв клетку кабины и почти втолкнув в нее Владимира, с шумом
закрыл дверь лифта.
В кабине лифта одна кнопка с надписью «НАВЕРХ». Владимир осторожно нажал на нее. Кабина
тронулась. «Черт, черт, черт» - пульсировало в его голове.
Кабина лифта остановилась и двери открылись в кромешную темноту.
Владимир с осторожностью делает шаг из кабины лифта.Его лицо обдувает порыв ветра.
Глаза начинают привыкать к темноте.
Владимир оказывается среди поля.За его спиной в открытом пространстве поля начинает
вырисовываться силуэт церкви.
6.
1969. Осень. Октябрь. Раннее утро. Близится рассвет. Это время обычно называют «ни волк,
ни собака».Церковь.К церковным воротам подходит женщина неопределенного возраста, одежда
на ней не то серая, не то черная.
7.
Женщина убирает пустую церковь. Каждый ее шаг гулко звучит и отдается эхом в пустой церкви.
Она вытирает пыль, моет полы. Закончив работу, заходит в комнату, где хранится ее нехитрый
инвентарь.В углу комнаты в заржавленную раковину из испорченного крана капает вода.
Женщина ополаскивает ведро, моет руки. Набирает полное ведро воды. Несет воду в купель.
На купель падает луч солнца. Женщина заполняет купель для крещения.Она задумчива и не
замечает, что купель переполнена. Падающие на пол капли.Большие, ясно равнодушные глаза
женщины. Она смотрит на падающие капли. Звон капель перерастает в колокольный звон.
7.
Большие, ясно равнодушные глаза женщины. Женщина стоит среди людей. Идет крещение.
Священно служащий окунает малыша в купель. Испуганный младенец плачет. Он мокрый и не
красивый. Священник возвращает мальчика в руки взволнованной матери.Мать, совсем еще молодая
женщина с черной девической косой и с большими голубыми глазами.Священник надевает на малыша
крестик. Крещение окончено.
8.
Мать, прижимая к себе младенца и разговаривая с ним, несет его домой.
9.
Дома, отец младенца и его старший брат готовят праздничный обед. Отец - высокий скуластый
мужчина крепкого телосложения всю жизнь занимавшийся плотницкими делами,он краснодеревщик.
нервно возбужден и явно недоволен тем, что жена решила окрестить малыша.Черно-белый
телевизор: О коварном Китае и острове Даманский. О Ниле Армстронге и американцах, первыми
оказавшимися на луне... В дом входит раскрасневшаяся от быстрой ходьбы мать.
Малыш замочил пеленки.
Мать кладет его на кровать и, не раздеваясь, а только расстегнув пальто, начинает пеленать
малыша. Развернув его, она уходит в другую комнату за сухими пеленками.Старший брат
рассматривает малыша. Он явно недоволен внешним видом младшего брата.Он берет его руку.
Рука в руке.
9.
1975. Прошло несколько лет. Рука в руке. Два брата с друзьями старшего идут купаться.
Старший явно не хочет возиться с младшим, и он скорее тянет за руку малыша, чем ведет его.
Все четверо приходят к реке. Старший брат с друзьями выкапывает небольшую яму вблизи реки,
заполняет ее водой и оставляется купаться малыша в этой луже. Малыш возится грязной воде.
Брат с друзьями играют в мяч на реке. Измазавшийся малыш решил смыть грязь в реке.
Его сносит течением - он начинает тонуть.
10.
Малыш видит солнце, затем мутную воду с пузырьками воздуха. Солнце. Воду. Пузырьки воздуха,
которые становятся все больше и больше. Выныривая из воды, он видит бегущих к нему брата и
его друзей. Вновь пузырьки воздуха. Они лопаются. Темнота. Малыш видит уже все со стороны.
Видит склонившихся над его телом друзей и брата. Они почему-то кричат друг на друга, что-то
делают с его телом. Резкий толчок. Малыш открывает глаза и видит дрожащие губы старшего брата.
От испуга и неожиданности малыш плачет. Брат уговаривает его не плакать и дает ему обещание
научить его плавать и брать его всегда и всюду с собой, с условием, если малыш будет молчать
и ничего не скажет отцу и матери. Испуганный полу радостный малыш кивает головой в знак
согласия.
11.
Малыш кивает головой в ответ на вопросы родителей. Малыш пытается заговорить с ними, но у него
ничего не получается. К вечеру у него начинает болеть голова. От этой боли он пытается
спрятаться в коленях своей матери. Испуганные отец и мать ничего не могут понять.
Старший брат делает вид, что не знает причины поведения малыша.
12.
Черно-белый телевизор: О строительстве БАМа и небывалом энтузиазме молодежи. Малыш засыпает
беспокойным сном.Его голова мечется по белой подушке, его волосы разметались по ней.
13.
Во сне он видит себя на берегу реки. Он пытается убежать от реки, но обваливающийся берег не
дает ему это сделать. Река преследует малыша по пятам. Она становится все шире и шире.
14.
1980. Прошло несколько лет.Голова малыша мечется по белой подушке.Он приходит в себя.
Больница. Ему уже около тринадцати лет. Малыш заметно вырос. Его лицо сохраняет добродушную
улыбку.
15.
Больница живет своей обычной жизнью: санитары, санитарки, студенты мединститута, любящая
выпить и поэтому суетливо заботливая няня. Компот. Черно-белый телевизор: О спортсменах и
Олимпиаде в Москве. Добрая и любящая Москва – воспоминания о деде и его рассказах.
Почему отец не хочет возвращаться в Москву к своему отцу?
Окно.
16.
Окно, за которым меняется время года одно за другим.Окно, за которым летают птицы, опадают
листья с деревьев, идет снег.В этом окне однажды появится его старший брат со своими друзьями.
Они снимают шапки и показывают малышу свои бритые головы. Серьезный сосредоточенный отец, мать.
Шепотом говорящие о какой-то войне.Старший брат уходит в армию.Окно. Поздняя осень.
Черно-белый телевизор: Об освободительной борьбе братского народа Афганистана…
Война. Афганистан.
17.
1981. Прошло время.Окно. Осень. У окна стоит улыбающийся юноша. Он ждет когда вернется его мать.
Она о чем-то долго разговаривает с врачом. Завтра день его рождения, а сегодня его выписываю из
больницы.Он счастлив. И будет скучать по бесшабашным санитарам, которые под спирт и гитару поют
песни Высоцкого…У него красивые волосы и глаза, глаза очень похожи на глаза его матери.
18.
Мать приводит его домой. На пороге их встречает ошарашенный отец. У него дрожат руки.
В руках он держит клочок какой-то бумажки.Мать быстро проходит в комнату, из которой слышны
голоса женщин. Малыш слышит вскрик матери и заголосивших женщин.Брат и его друзья погибли.
Война. ( Афганистан…)
19.
Сильный порыв ветра.Пыль слепит малышу глаза – он на улице.Ветер утихает.Начинает идти снег.
Малыш начинает дико танцевать.Он… Его болезнь обостряется.
20.
Запыхавшийся, радостный малыш вбегает в комнату, где готовят поминальный обед. Берет со стола
какую-то еду. Радостно жующие губы малыша.
21.
1983. Прошло несколько лет. Жующие губы. Это губы отца. Новый год. Черно-белый телевизор:
О небывалом энтузиазме советского народа под руководством Генерального секретаря Юрия Андропова
и традиционная «Ирония судьбы»… С любимыми не расставайтесь…Пьяный отец начинает плакать.
Он идет в комнату, где висит портрет погибшего сына. Снимает портрет сына. Мать подходит к мужу.
Она хочет она хочет забрать портрет из рук мужа. Отец из всех сил бросает портрет на пол.
Со звоном разбитые стекла разлетаются по полу. Отец начинает бить мать.
«Недоумок», так зовет своего младшего сына отец, пытается вступиться за мать…
22.
Мать и сын выбегают на улицу.Из дома доносится пьяная ругань и звон разбиваемой посуды.
23.
Мать со своим сыном подходит к дому, где живет ее старшая сестра. Останавливаются перед дверью.
Стучат. Женщина открывают дверь и видит стоящую на пороге сестру со своим младшим недоумком.
Машинально бросает взгляд на ноги пришедших.Мать и сын стоят на снегу, из порезов на ногах
струйками стекает кровь.
24.
Прошло некоторое время.Недоумок рассматривает порезанный палец, по которому струйками стекает кровь.
Тетка, чертыхаясь на племянника, забинтовывает ему палец и отправляет его спать. А сама идет на кухню,
где заводят разговор об отце. Черно- белый телевизор: О перестройке и новом мЫшлении Михаила Горбачева,
о героизме ликвидаторов аварии на чернобыльской АЭС. Недоумок слушая их засыпает.
25.
Недоумок идет по пыльной дороге. Он ищет дом и не может его найти. Но ему найти просто необходимо.
Нашествие неминуемо.Недоумок находит дом. Он вбегает в него. За столом сидит отец и мать.
Они о чем-то говорят, спорят или вновь ругаются, но недоумок не слышит их. А они не замечают его.
Он хочет заговорить с ними, но у него ничего не получается. Густой, плотный воздух не пропускает
его слова. Недоумок знает способ спасения: необходимо закрыть все шторы на окнах. Он судорожно начинает задергивать шторы на окнах. Ему с трудом удается их закрыть. Осталось последнее окно. Он хотел было его задернуть, но остановился. В окне он увидел черные, голые деревья в капельках воды. В этом окне почему-то ночная темнота, хотя во всех других окнах день. Свет из окна падает узкой полоской на деревья и черную землю. В этой полосе света стоят маленькие мальчик и девочка. Дети медленно подходят к окну и девочка, протягивая руки, кладет ладони на оконное стекло. Их глаза просят о помощи. Недоумок оглядывается на своих родителей. Они продолжают о чем-то спорить. Он отворачивается от них и задергивает шторы..
Недоумок скорее чувствует, чем слышит стук в дверь. Он боится этого звука и старается удержать дверь закрытой, но она распахивается и входит погибший брат… за ним влетает ветер. Толщина воздуха разрушена он становиться звонким и прозрачным. Недоумок слышит голоса матери и отца. Они говорят о любви друг к другу.
Недоумок вспоминает о детях и выбегает на улицу. Светит солнце каким-то желто-серым светом.
Недоумок подбегает к малышам, берет их на руки и оглядывается на дорогу.
По дороге с разных сторон на, встречу друг к другу идут две толпы запылено серых людей.
26.
Недоумок просыпается.Сегодня как никогда раньше он ощущает в себе чувство желания. Он не может найти этому чувству объяснения, но оно доставляет ему удовольствие, разливаясь сладкой истомой в отдохнувшем теле.
Недоумок одевается и уходит в лес.
27.
Гуляя по лесу, недоумок выходит к реке. Там он видит купающихся мужчину и женщину, которые выйдя из воды начинают заниматься любовью. Они замечают парня, да он не прячется - стоит как ошалевший ребенок.
Мужчина и женщина узнают в нем местного юродивого. И начинают на показ перед ним заниматься любовью.
Парень во все глаза смотрит на происходящее. Пара начинает дико хохотать. Недоумок со всех ног бросился бежать.
28.
Недоумок бежит, не разбирая дороги, но он бежит по кругу и возвращается на то же самое место.Его тянул сюда какой-то неведомый ему магнит. Но он бежал слишком долго, и на этом месте уже никого не было.Недоумок, раздевшись, заходит в воду. Купается. Выходит из воды. Рассматривает свое голое тело. В нем растет возбуждение и он начинает заниматься онанизмом.Вдруг ему кажется, что он слышит смех. На его лице появляется отвращение. Он забегает в воду и изо всей силы начинает бить по воде руками. Драка с рекой.
29.
Недоумок идет по улице в дом своей тетки. До сих пор они с матерью живут у нее. У тетки нет ни мужа, ни детей. Когда он возвращался, то видел, как соседский мальчишка играл с игрушечным самолетом.
30.
Недоумок, заходя в дом, увидел мать, разговаривающую с отцом, который в очередной раз пришел просить прощения. Недоумок, осторожно подходит к своей матери, взяв ее за руку, подводит ее к своей кровати.
Со страхом оглядываясь на своего отца, он показывает матери на рисунок, висящий над кроватью. САМОЛЕТ!
Отец использует этот момент для примирения и обещает сыну сделать точно такой же.
31.
1987. Недоумок и мать возвращаются в дом отца.
32.
Недоумок просыпается рано утром.Торопливо одевается и выбегает на улицу.
33.
Всю ночь отец делал ему самолет.Он сделал его большим и красивым точь в точь как на картинке.Отполированное дерево блестит на восходящем солнце.Недоумок радуется этому приобретению. Еще бы самолет обладает рядом преимуществ: колеса – его можно вести за веревочку и к том у же с ним можно плавать... он не тонет.
34.
Берег реки.Недоумок тащит за собой самолет. Он подходит к компании пацанов которые моложе его но считающих себя уже достаточно взрослыми.Недоумок с гордостью показывает им свой самолет. Пацаны смеясь над ним преувеличенно внимательно рассматривают самолет. Счастливый недоумок изображает для них не то пилота, не то сам самолет, издавая при этом невнятные звуки. Он увлекся и не обращает внимание. Пацаны заняты другим: они рассматривают порнографический журнал. Они завели спор о том у кого из девчонок большие сиськи.Спор разгорается. Разгорячено возбужденные подростки. Пачка сигарет. Пацаны закуривают и предлагают сигареты подошедшему к ним недоумку. Он затягивается дымом из сигареты. Закашливается. Уверенный в том, что поступает правильно, мнет пачку с сигаретами. Она была единственной на всю компанию. Пачка была единственной и поэтому, когда недоумок смял ее, мальчишеское возбуждение переросло в злость.Пацаны избивают недоумка.
35.
Грязный с кровяными подтеками и сломанным самолетом недоумок возвращается домой. Мать его моет.Отец молча чинит самолет. Тишина.
36.
Они сидят втроем за столом и молча едят. Ужин. Цветной телевизор: О Матиасе Русте, 19-летнем немце из Западной Германии, посадившем свой небольшой самолет на Красной площади в Москве. Глаза, большие все понимающие глаза матери.
37.
Глаза, все понимающие, глаза недоумка. Он лежит на кровати и смотрит на портрет старшего брата.
Недоумок закрывает глаза.
38.
Дорога. По дороге, навстречу друг другу, идут два человека. Это его брат и он. Их ноги хлюпают в теплой пыли. От каждого их шага во все стороны от голых ступней струйками разлетается пыль. Они подходят друг к другу. Недоумок хочет что-то сказать, но старший брат закрывает своей ладонью рот недоумка. Недоумок начинает задыхаться. Ему слышится плеск воды. Река.
39.
Дети купались и затеяли игру: кто дольше продержится под водой. И вот одна девочка стала тонуть.
Случилась беда.
40.
Река. Недоумок рыбачит. К нему подбегают дети и о чем-то просят. Недоумку кажется, что они как всегда дразнятся и поэтому он отгоняет их от себя. Но дети не отходят от него и почему-то плачут, показывая руками в сторону пирса.
41.
Недоумок начинает что-то понимать и принимает решение. Молчание, обещанное брату, теряет свою силу.
Недоумок привык к тому, что для окружающих его людей, он был короткой частицей «эй». И когда он побежал за детьми, то он попытался сказать свое имя и впервые за столько лет он в слух проговорил: «Владимир, меня зовут Владимир.»
42.
Тонет ребенок. Владимир бросается в воду. Брызг и шум воды. Мутная неверная поверхность реки. Брызг и шум воды. Володя выносит из воды девочку. Он ей что-то говорит. Ему кажется что он уже никогда не остановится.
Он говорит, говорит, ГОВОРИТ! Склонившись над девочкой, он начинает с ней делать то, что он внезапно вспомнил: старший брат и его друзья делали с ним то же самое, когда он тонул. Он повторяет все их движения.
Капли воды падают с его волос, с кончика носа на лицо девочки. Он не уверен, что девочка его слышит, но продолжает говорить. Капли падают на веки девочки. Веки вздрагивают. Она открывает глаза.
43.
Глаза женщины. Осень. Октябрь. Время «ни волк, ни собака». Церковь. Равнодушные глаза женщины. Она стоит среди людей. Священник начинает крапление святой водой. Капли, блестя на солнце, падают на лицо женщины.
Она вздрагивает от неожиданности и закрывает глаза. Кромешная темнота.
44.
2008. Кромешная темнота. Внезапно вспыхивает луч фонарика и выхватывает лицо швейцара.
- Извините, у нас свет погас. Снегопад… авария на станции… Так что придется Вам по лестнице подниматься… Вы ногу в аварии повредили… Могу Вам предложить три трости на выбор…
- Ты кто?
- Да по-разному меня называют и ни кто не зовет…
- За мной?
- Ты готов?
- Погоди немного…
- Ну, не ты первый… Все так говорят, а я не даю отсрочек. Выбирай!
- С богом…
- С богом?
- Я верю
- Ну что ж, по вере твоей и будет. Возможно, там никого нет.
Владимир берет трость и начинает подниматься по лестнице.
45.
Лестничный пролет опустевшей студии. Покрытый испариной Владимир останавливается у окна. Он понимает, что безнадежно опоздал.
- Никого нет…
У него кружится голова, ему не хватает воздуха. Он открывает окно. Морозный порыв воздуха приводит его в чувства. Он пристально смотрит на трость.С отвращением выкидывает трость в черную пустоту открытого окна.
- Никого нет…
46.
Разбитый и уставший Владимир смотрит в черное пространство заиндевевшего окна. За окном большими хлопьями начинает идти снег. На его глазах наворачиваются слезы. Он еле слышно шепчет: Достать звезду… Я верю…
Вдруг, в отражении стекла, он видит Татьяну – простая прическа, простое платье – она поет как ангел. Татьяна стоит в черном пространстве безлюдной студии. Владимир оборачивается. Глаза Татьяны сияют счастьем и понимающей любовью. Над ней вспыхивает луч света. Начинает звучать музыка, работать машинерия студии. Зрительный зал взрывается аплодисментами. Вспыхивает праздничный салют.
47.
Праздничный салют. Широко раскрытые глаза Владимира. Его губы беззвучно двигаются. Он лежит, неестественно закинув голову на обочине заснеженной дороги. Крики и шум.
- Ты что, блядь, не видел. Где твои глаза были… Угробил парня …
Мигалки милицейской машины и скорой помощи. Испуганное лицо водителя из-за снегопада не заметившего выходящего из машины Владимира.
ЭПИЛОГ
Женщина стоит у окна. За окном медленно, большими хлопьями падает снег. Небо озаряется вспышками салюта.
Сын: Мама! А снег – это голубые листья?
Мать: Спи малыш, спи…
Звонок в дверь. Женщина оглядывается на звук. В ней мы узнаем Татьяну…
Ослепительно яркое солнце. Июль. Церковь. Толпа измученных туристов. Экскурсовод скороговоркой: - На лево от вас Храм Рождества Богородицы, который является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном.
На право - Село Подмоклово. Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово "из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор". В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" сообщается: "...
Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села... А теперь, господа, в автобус… в автобус… в автобус…
Отъезжающий автобус поднимает столб пыли…
Сквозь оседающую пыль мы видим женщину неопределенного возраста, идущую в церковь.
Ее черная одежда от оседающей пыли становиться серой.
Ну вот и все! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу отдельный, одинокий
По полю летному, с которого взлетают!
Я посещу надводную обитель,
Что кораблем зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!
Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Все - женщину, с которою знакомы!
Все помнить - это просто невозможно,
Да это просто и не нужно, - что мы?
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
1969
|